Автомобиль ЗИЛ 4331


Автомобиль ЗИЛ 4331

"Дитя перестройки" или несколько слов о ЗиЛ 4331

Одним из первых автомобилей с дизельным двигателем, выпуск которого был налажен в Советском Союзе, является грузовик ЗиЛ 4331. История рождения этой машины, которая дала начало целому семейству грузовых автомобилей, началась в 70-х годах прошлого столетия в стенах конструкторского бюро "Завода им. Лихачева". Автомобилестроителям пришлось разрабатывать одновременно два совершенно разных автомобиля, один из которых, трехосная модель грузоподъемностью 10 тонн - стал родоначальником известного КАМАЗа. Несмотря на то, что пришлось работать на "два фронта", в 1975-м году был создан первый образец, который на заводе имел название ЗиЛ-169, а в соответствии с отраслевой классификацией - ЗиЛ 4331. 

Технические задания, поставленные перед конструкторами, требовали, чтобы автомобиль ЗиЛ 4331 избавился от недостатков "стотридцатого". Необходимо было усовершенствовать переднюю стойку, которая представляла большую опасность для жизни водителя при аварии, изменить конструкцию лобового стекла, так как применяемый для ЗиЛ-130 панорамный "сталинит" плохо переносил транспортировку. Доработать следовало и ходовую часть, и интерьер машины. Кроме того, требовалось, чтобы создаваемый ЗиЛ имел интегральное оперение - для облегчения доступа к агрегатам необходимо было обеспечить возможность открыть капот вместе с крыльями. 

Первые же испытания на полигоне выявили ряд недостатков новой модели. Внешний вид кабины был непривлекательным, два стеклоочистителя на большом ветровом стекле не справлялись с нагрузкой, а зеркала, укрепленные точечно, вибрировали и мешали шоферу. Крепление интегрального оперения оказалось слабым и не выдерживало вибрации. Проверка на полигоне, однако, выявила надежность ходовой части и подвески ЗиЛ 4331.  

Автомобиль ЗиЛ 4331 стал сходить с заводского конвейера в 1985 году. Этот вариант уже был оснащен V-образным дизелем (ЗиЛ-645), мощностью 185 лошадок. Были установлены 3 стеклоочистителя, боковой повторитель сигнала поворота установлен на переходной панели между кабиной и оперением, который, в свою очередь, был значительно облегчен, благодаря использованию облицовки радиатора из пластика АВС. 

Эксплуатация новой модели, особенно в условиях бездорожья либо для военных нужд, выявила очевидный недостаток интегрального оперения ЗиЛ 4331 - при перекошенной раме невозможно было закрыть капот. Именно поэтому грузовик Зил 4331 был оснащен капотом "аллигаторного" типа (ЗиЛ 4331А). Для этого пришлось изменить расположение компрессора, воздухозаборника, генератора и иных навесных агрегатов дизеля.

В народное хозяйство и для нужд обороны поставлялся грузовик со следующими техническими характеристиками:

  • масса снаряженного авто - 5300 кг;
  • перевозимый груз - 6700 кг;
  • максимальная скорость грузовика - 95 км в час;
  • максимально возможная скорость автопоезда - 85 км в час;
  • расход топлива для машины - 18 литров на 100 км;
  • расход для автопоезда - 27 литров на 100 км;
  • колесная база (в зависимости от модификации) - от 3800 до 4500 мм 
  • колесная формула/тип привода - 4 х 2.

За период с 1986 года по 2005 с конвейера завода сошло 39734 шт. Зил 4331. Кроме нового V-образного двигателя (8 цилиндров) автомобиль ЗиЛ 4331 был оснащен сцеплением увеличенного диаметра, картером маховика и картером сцепления разъемной конструкции, пневмогидроусилителем сцепления, 9-ти ступенчатой механической КПП (имеющей планетарный редуктор-демультипликатор), удлиненными рессорами, усиленной передней балкой с поворотными кулаками. Кроме того, используемая кабина имела три модификации - 3-х местная; 2-х рядная семиместная и удлиненная (имеющая спальное место).

В 92 - 93 гг на машины устанавливались двигатели: 

  • КАМАЗ-740 (на 210 лошадок),
  • ЯМЗ-236А (180 лошадиных сил),
  • ММЗ-260 (на 185 л.с.),
  • САТ-3116 (200 лошадей).

На основе базовой модели ЗиЛ 4331 выпускались:

  • седельный тягач с колесной базой 3800 мм и двумя спальниками в удлиненной кабине (ЗиЛ 442300) с 645-м зиловским дизелем ;
  • седельный тягач ЗиЛ 442100 с родным 645-м двигателем;
  • шасси под комплектацию с колесной базой 4500 мм (ЗиЛ 433102), оснащенные дизельным двигателем ЗиЛ-645;
  • бортовой грузовик с колесной базой 4500 мм (ЗиЛ 534330) с ЯМЗ-236А;
  • шасси под комплектацию с базой 4500 мм и ЯМЗ-236А - ЗиЛ 534332;
  • седельный тягач с ЯМЗ-236А и колесной базой 3800 мм - ЗиЛ 541760;
  • шасси под комплектацию с ЯМЗ-236А и колесной базой 3800 мм - Зил 452632;
  • седельный тягач с ЯМЗ-236А, с 2-мя спальниками и колесной базой 4500 мм - ЗиЛ 541730;
  • шасси самосвала с базой 3800 мм и зиловским 645-м дизелем - ЗиЛ 494500;
  • шасси под пожарное авто с колесной базой 4500 мм - Зил 433104.

Кабина, разработанная для ЗиЛ 4331, применялась и в иных моделях - "Бычок", ЗиЛ 433430. Причиной столь короткой жизни данного грузовика стало изменение ситуации в стране, как политический, так и экономической системы. Хотя, по мнению многих специалистов - автомобиль был неплохим, уверенно заняв место предшественника - "стотридцатого".

Еще статьи

  • Грузовой автомобиль КрАЗ 214 Добавлено: 31.01.2014 20:12
    КрАЗ – это грузовой автомобиль, имеющий повышенную проходимость и колесную формулу 6*6. Он предназначен для буксировки прицепов и перевозки грузов с
  • Вилочные погрузчики Yale Добавлено: 26.03.2013 22:32
    Американская компания Yale является крупным изготовителем вилочных погрузчиков, а так же техники для складов, а именно:ШтабелерыРичтракиТранспортировщ
  • Седельный тягач ЗИЛ 130 Добавлено: 25.03.2013 18:10
    Модель седельного тягача ЗИЛ 130 создана для транспортировки различного рода грузов и людей, а также для перевозки прицепов. Автомобиль ЗИЛ 130 являет
  • Автобетононасосы Putzmeister Добавлено: 03.10.2012 15:01
    Немецкая компания Putzmeister Concrete Pumps GmbH на протяжении нескольких десятков лет успешно трудится на строительном рынке, является бесспорным ли...
  • Автобетононасосы КамАЗ Добавлено: 02.10.2012 21:42
    Современные технологии, и сам процесс строительства высотных монолитных зданий из бетона, тоннелей и мостов, не обходится без бетононасосов, которые о...
  • Как купить б/у грузовик? Добавлено: 05.09.2012 18:09
    Основные нюансы и тонкости при покупке подержанного грузовика. На что стоит обратить внимание при данной процедуре? Наиболее выгодные предложения.Поня...